БОУ " Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Минобразования Чувашии
«Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников»
Выполнила: воспитатель
I категории
Афанасьева Е.П.
Кугеси 2017г.
Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников
Дети с множественными нарушениями в развитии представляют собой наиболее сложную и неоднородную группу воспитанников различных учреждений системы специального (коррекционного) образования. Сочетанная патология делает структуру дизонтогенеза этих детей чрезвычайно сложной с точки зрения соотношения первичных и вторичных нарушений. Снижение остроты центрального зрения или слабовидения так или иначе сказывается на всех сторонах психического развития ребенка, в особенности затрагивая формирование предметных и пространственных представлений об окружающем мире, что оказывает свое негативное влияние на процессы общения. Сочетание сенсорных и интеллектуальных нарушений серьезно затрудняет процесс нормального психического развития в дошкольном детстве, особенно когда эти нарушения носят врожденный характер. Если развитие такого ребенка протекает в условиях материнской депривации, т. е. вне круга семьи, то последствия будут касаться, прежде всего недостатков развития эмоциональной сферы, социальной адаптации и поведения. Подобная сложная структура нарушения развития серьезно сужает потенциальные возможности развития такого ребенка. Тем не менее, как указывал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, развитие нормального ребенка, как и ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по общим законам возрастного генеза психики. Это дает возможность учитывать имеющиеся потенциальные возможности детей со сложными недостатками в развитии и ориентироваться в коррекционно-воспитательной работе с ними на зону ближайшего развития. В частности, Л.С. Выготский подчеркивал особую роль формирования воображения в дошкольном детстве как особого возрастного новообразования. Воображение, являясь стержнем творческой активности человека, само формируется в этой деятельности. В дошкольном детстве формирование воображения связано с многообразными видами игры, в том числе сюжетно-ролевой, разновидностью которой можно считать театрализованную деятельность. Включение ребенка с множественными нарушениями развития в игровые формы деятельности так или иначе способствует коррекции эмоционального дефицита, расширению круга предметных представлений, способствует развитию коммуникативных навыков, знакомит с новыми социальными ролями. Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежитигра, являющаяся, по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского творчества. При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций, памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом. Для осуществления этого процесса требуется комплексный подход с привлечением различных специалистов, стремящихся к полно- ценному формированию у воспитанников творческой активности и социализации в обществе. Им предстоит решить следующие задачи:
- Формирование у детей элементарных знаний о ближайшем социуме;
- Развитие личностно и общественно значимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении человека;
- Развитие и активизация доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;
- Формирование у детей навыков адекватного поведения в сложных жизненных обстоятельствах;
- Вовлечение детей в доступные виды деятельности, направленные на развитие их познавательной активности и творческой способности;
- Подготовка детей к интеграции в обществе.
С целью достижения наилучших результатов в работе специалистов необходимо выделить следующие структурные блоки.
Распределение ролей.
На данном этапе мы учитываем: желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность и т. д.), речевые и психофизические возможности.
- Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений.
Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные технические средства обучения, позволяющие выйти ребенку из ограниченного пространства и почувствовать себя органичной частью ситуации.
- Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми.
Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у детей яркие положительные эмоции.
- Репетиция.
В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому на данном этапе пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы. Работа в команде помогает обучать детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональные переживания и адекватно реагировать на них.
- Выступление.
На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого ребенка, указать на то, что он сделал хорошо. Дети, которые не участвовали в данном спектакле, являются зрителями, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. После просмотра спектакля детям-зрителям можно предложить выполнить иллюстрации к сказке и организовать выставку работ.
Вывод
Наблюдения, проводимые в течение нескольких лет, показали, что дети, которые регулярно занимались театрализованной деятельностью, демонстрировали более высокие результаты в развитии коммуникативных навыков, навыков связанной речи, игровой деятельности, владения невербальными средствами общения, чем остальные воспитанники. Это позволяет сделать вывод, что театрализованные игры не только помогают дошкольникам, воспитывающихся в условиях детского дома, регулировать свое поведение, расширять социальный опыт, но и являются значимым фактором для более эффективного овладения образовательными умениями и навыками, которые будут способствовать в дальнейшем их успешной адаптации в обществе.
Список литературы
- Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция.
- Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика. – 1984. – 433 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2007
. 4. Лубовский В.И. и др. Специальная психология: в 2 т. – М.: Юрайт, 2015. 5. Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка- пресс, 2001.