Афанасьева Елена Полифановна

     

Воспитатель первой квалификационной категории

БОУ Чувашской Республики "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Доклад во Всероссийской педагогической конференции на Всероссийском образовательном портале "Просвещение"

БОУ " Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Минобразования Чувашии

 

 

 

 

 

 

 

 

«Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   воспитатель

I категории

Афанасьева Е.П.

 

 

 

 

 

Кугеси 2017г.

Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников

 Дети с множественными нарушениями в развитии представляют собой наиболее сложную и неоднородную группу воспитанников различных учреждений системы специального (коррекционного) образования.  Сочетанная патология делает структуру дизонтогенеза этих детей чрезвычайно сложной с точки зрения соотношения первичных и вторичных нарушений. Снижение остроты центрального зрения  или слабовидения так или иначе сказывается на всех сторонах психического развития ребенка, в особенности затрагивая формирование предметных и пространственных представлений об окружающем мире, что оказывает свое негативное влияние на процессы общения. Сочетание сенсорных и интеллектуальных нарушений серьезно затрудняет процесс нормального психического развития в дошкольном детстве, особенно когда эти нарушения носят врожденный характер. Если развитие такого ребенка протекает в условиях материнской депривации, т. е. вне круга семьи, то последствия будут касаться,  прежде всего  недостатков развития эмоциональной сферы, социальной адаптации и поведения. Подобная сложная структура нарушения развития серьезно сужает потенциальные возможности развития такого ребенка. Тем не менее, как указывал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, развитие нормального ребенка, как и ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по общим законам возрастного генеза психики. Это дает возможность учитывать имеющиеся потенциальные возможности детей со сложными недостатками в развитии и ориентироваться в коррекционно-воспитательной работе с ними на зону ближайшего развития. В частности, Л.С. Выготский подчеркивал особую роль формирования воображения в дошкольном детстве как особого возрастного новообразования. Воображение, являясь стержнем творческой активности человека, само формируется в этой деятельности. В дошкольном детстве формирование воображения связано с многообразными видами игры, в том числе сюжетно-ролевой, разновидностью которой можно считать театрализованную деятельность. Включение ребенка с множественными нарушениями развития в игровые формы деятельности так или иначе способствует коррекции эмоционального дефицита, расширению круга предметных представлений, способствует развитию коммуникативных навыков, знакомит с новыми социальными ролями. Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежитигра, являющаяся, по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского творчества. При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций, памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом. Для осуществления этого процесса требуется комплексный подход с привлечением различных специалистов, стремящихся к полно- ценному формированию у воспитанников творческой активности и социализации в обществе. Им предстоит решить следующие задачи:


  • Формирование у детей элементарных знаний о ближайшем социуме;
  • Развитие личностно и общественно значимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении человека;
  • Развитие и активизация доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;
  • Формирование у детей навыков адекватного поведения в сложных жизненных обстоятельствах;
  • Вовлечение детей в доступные виды деятельности, направленные на развитие их познавательной активности и творческой способности; 
  • Подготовка детей к интеграции в обществе.


 С целью достижения наилучших результатов в работе специалистов необходимо выделить следующие структурные блоки.

Распределение ролей.

На данном этапе мы учитываем: желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность и т. д.), речевые и психофизические возможности.


  1. Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений.


Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные технические средства обучения, позволяющие выйти ребенку из ограниченного пространства и почувствовать себя органичной частью ситуации.


  1. Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми.


 Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у детей яркие положительные эмоции.


  1. Репетиция.


 В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому на данном этапе пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы. Работа в команде помогает обучать детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональные переживания и адекватно реагировать на них.


  1. Выступление.


 На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого ребенка, указать на то, что он сделал хорошо. Дети, которые не участвовали в данном спектакле, являются зрителями, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. После просмотра спектакля детям-зрителям можно предложить выполнить иллюстрации к сказке и организовать выставку работ.


 

Вывод

 Наблюдения, проводимые в течение нескольких лет, показали, что дети, которые регулярно занимались театрализованной деятельностью, демонстрировали более высокие результаты в развитии коммуникативных навыков, навыков связанной речи, игровой деятельности, владения невербальными средствами общения, чем остальные воспитанники. Это позволяет сделать вывод, что театрализованные игры не только помогают дошкольникам, воспитывающихся в условиях детского дома, регулировать свое поведение, расширять социальный опыт, но и являются значимым фактором для более эффективного овладения образовательными умениями и навыками, которые будут способствовать в дальнейшем их успешной адаптации в обществе.


 

Список литературы


  1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция.
  2. Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика. – 1984. – 433 с.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2007


. 4. Лубовский В.И. и др. Специальная психология: в 2 т. – М.: Юрайт, 2015. 5. Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка- пресс, 2001.