Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.
Актуальность работы кружка:
Самая большая ценность, которую человек получает от природы - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку все здорово!»
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Для того, чтобы ребенок рос и развивался, он должен быть здоровым. Здоровье – основа жизни и развития ребенка.
Фундамент здоровья физического и психического формируется в младенческом и дошкольном возрасте. И прочность этого фундамента зависит целиком от семьи, от детского сада и других специальных учреждений, где воспитывается и развивается ребенок.
Дошкольный возраст является «золотой серединой» среди других этапов развития детей, становлении их личности, первым помощником в преодолении ими дискомфорта. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет жизни. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Поэтому в работе с детьми необходимо больше внимания уделять проблемам формирования у них ценностей здорового образа жизни, развития представлений о полезности и целесообразности физической активности.
Исходя из этого, я решила обратиться к программе дошкольного воспитания и образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая поможет научить детей заботиться о своем здоровье и осознанию.
Цель: охрана здоровья детей и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3.Формирование первоначальных знаний ЗОЖ.
4.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
6.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
7.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Оздоровительные задачи:
1.Повышать приспособляемость организма и работоспособность органов и систем растущего организма.
2.Содействовать закаливанию организма.
3.Обеспечивать пропорциональное развитие всех мышечных групп.
4.Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение, предупреждающее возникновение плоскостопия и искривление осанки.
Особенность занятий кружка заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Оборудование и материалы: мячи и обручи, дорожки здоровья, шнуры и веревки, игрушки, предметы гигиены, материал для рисования, плакаты, картинки, литература.
Организация кружка: кружок проводится два раза в месяц.
Перспективный план кружковой работы
по формированию основ здорового образа жизни
«Здоровый малыш»
Старшая группа «Василёк» 2017-2018 г.г.
Месяц | Тема | Содержание и формы работы с детьми | Содержание и формы работы с родителями |
Сентябрь | Ребёнок и здоровье | 1. Игра - занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
2. Д/игра «Кому что нужно Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
3. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница» Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.
4. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» | Анкета для родителей «Укрепление здоровья детей».
Консультация «Игры с элементами массажа». |
Октябрь | Полезные продукты |
1. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
2. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты» Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты.
3. С/рол. игра «Овощной магазин» Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
4. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»
5. Продуктивная деятельность Рисование «Что за яблочко, оно соку спелого полно» Цель: Учить детей изображать предметы круглой формы, закрашивать, не выходя за края. Закрепить знания о пользе фруктов.
6. Развлечение «Весёлые овощи»
| Изготовление массажных ковриков из нетрадиционного материала. |
Ноябрь | Личная гигиена |
1.Беседа «Чистота и здоровье» Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
2.Дидактические игры «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные причёски», «Вымоем куклу» Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять навыки ухода за волосами, знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности.
3. С/рол. игра «Парикмахерская» Цель: Закреплять знания о профессии парикмахера, формировать навыки культуры общения, поведения.
4. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «девочка чумазая», З.Александрова «Купание», потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка водичка»
5. Развлечение «Девочка чумазая»
| Изготовление чесночных медальонов. |
Декабрь | Тело человека |
1. Беседа «Моё тело» Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.
2.Дидактические игры «Запомни движение», «Посылка от обезьянки. Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
3. Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», Н.Саконская «Где мой пальчик»
| Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости». |
Январь | Витамины и здоровье |
1. Беседа «Витамины и здоровье» Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно» Цель: Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов, умение определять их по вкусу.
3. Продуктивная деятельность Рисование «Витамины» Цель: Учить детей симметрично располагать рисунок, заполнять всё пространство контура, закрепить умение рисовать ватной палочкой. Закрепить знание детей о пользах витаминов.
4. Развлечение «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке»
| Совместное изготовление коллажа «Бабушкины рецепты здоровья». |
Февраль | Ребёнок на улицах города | 1. Занятие «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре.
2. Беседа «Если ты потерялся на улице» Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в сложных ситуациях, рассказать к кому можно обратится за помощью.
2. Дидактическая игра «О чём говорит светофор» Цель: закрепить знание детьми значения сигналов светофора.
3. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»
4. С/рол. игра «Автобус» Цель: Упражнять детей в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения.
5.Чтение С.Михалков «Дядя Степа–милиционер», В.Кли-менко «Зайка-велосипедист»
6. Развлечение «Незнайка на улице»
| Индивидуальная консультация: «Профилактика ОРВИ. Применение аромотерапии». |
Март | Будем спортом заниматься |
1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.
2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» Цель: Закрепить название некоторых видов спорта
3. С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду» Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности
4. Продуктивная деятельность Рисование «Разноцветные мячи» Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.
5. Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»
| Папка –передвижка «Массаж против насморка». |
Апрель | Врачи – наши помощники |
1. Занятие «Врачи – наши помощники» Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук.
3. С/рол. игры «Аптека», «Больница» Цель: Закрепить знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
4. Чтение Е.Шкловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой»
5. День здоровья
| Пошив костюма доктора и медсестры. |
Май | Опасности вокруг нас |
1.Беседа «Опасные предметы вокруг нас» Цель: Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.
2.Дидактическая игра «Я знаю, что можно, что нельзя» Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность. 3. С/рол. игры «Семья», «Больница» Цель: Способствовать объединению нескольких игр в единую сюжетную линию, закрепить знание о профессиях врача, медсестры.
4. Развлечение «Медведи в гостях у детей»
| Папка-ширма «Учим детей основам безопасности». |
Список литературы:
- В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада»2004г.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. « Воспитание здорового образа жизни у малышей». 2007г.
- Зайцев Г. « Уроки Мойдодыра». 1997г.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. « Школа здорового человека. Программа для ДОУ». 2008г.
5.Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду.Вторая младшая группа».2014г.
6.Шинкарчук С.А. «Правила безопасности дома и на улице».2008г.
- Щипицина Л.М. и др. Азбука общения. 1998г.